Главная » Delphi » Унифицированный язык моделирования

0

Unified Modeling Language (UML) предназначен для использования в объектно-ориентированных системах разработки, таких, как Delphi. Он позволяет уменьшить разрыв между этапом проектирования системы, построения ее архитектуры и внутренних взаимосвязей и этапом кодирования. Технология UML дает возможность построить абстрактную модель системы, не привязанную к конкретному языку программирования. Она опирается на набор понятий и концепций, которые доступны специалисту, не знакомому с программированием. Кроме того, визуальные средства UML позволяют уже на первых этапах подготовки требований к системе привлекать представителей заказчика, вообще не знакомых с информационными технологиями. Это достигается за счет наглядной и выразительной графической нотации.

Технология UML базируется на трех фундаментальных понятиях:

•        сущность — объект проектируемой системы, который возможно достаточно целостно выделить в абстрактном виде;

•              отношение — способ и форма связи между сущностями;

•        диаграмма — визуальное представление комплекса объектов с отношениями между ними, выраженное с помощью набора предопределенных графических элементов.

В системе Delphi 2006 поддерживаются две версии UML: версия UML 1.5, которая насчитывается восемь классов диаграмм (диаграммы классов, диаграммы вариантов использования, диаграммы последовательности, диаграммы состояний, диаграммы кооперации, диаграммы деятельности, диаграммы компонентов и диаграммы развертывания), и версия UML 2.0, в которой всего тринадцать типов диаграмм, из которых Delphi поддерживает девять1.

Из отличий отметим диаграммы компонентов, диаграммы внутренней структуры, диаграммы машин состояний и диаграммы взаимодействия.

Составные части диаграмм

Сущности и отношения представляются на диаграммах в графическом виде. При этом, конечно, востребованы и различные текстовые надписи, и сопроводительные комментарии, поэтому диаграммы составляются из элементов четырех типов.

1.       Двумерные графические объекты, состоящие, обычно, из простейших геометрических фигур, которые применяются для изображения сущностей. Эти объекты могут менять свои размеры: растягиваться или сжиматься. Например, прямоугольник представляет собой некоторый класс программы. В зависимости от числа таких классов, размещенных в пространстве моделирования, некоторые из них могут быть сделаны большими, другие — меньшими. Одни из объектов могут размещаться внутри других.

2.       Пути — последовательности отрезков, соединяющие графические объекты. С помощью путей, например, демонстрируется схема наследования между классами.

3.       Символы или значки, размеры и формы которых не меняются, вкладывание друг в друга не допускается. Чаще всего символами являются стрелочки на концах линий связи.

4.       Текстовые надписи, связанные по смыслу с некоторой сущностью. Например, элементы класса (поля, методы) могут представляться названиями внутри прямоугольника.

Рис. 8.1. Создание пустого UML-проекта

Рис. 8.2. Восемь диаграмм UML 1.5 против девяти диаграмм UML 2.0

Бобровский С. И. Технологии Delphi 2006. Новые возможности. — СПб.: Питер, 2006. — 288 е.: ил.

По теме:

  • Комментарии