Главная » Игры, Теория » Теория выборочного поиска

0

Данная тема является довольно скользкой, и я ни в коем случае не претен­дую на роль классика в этом жанре. Понятия нечетки, и трудно провести грань между белым и черным. Это напоминает интегральное исчисление: сумма бесконечно малых величин дает что-то осязаемое. Так и с выбороч­ным поиском. Рассуждая логически, нельзя резать ветви дерева перебора без их предварительного исследования. Данная задача интригует програм­мистов и математиков уже давно, и многие утверждают, что только полный перебор дает правильный результат. Применительно к шахматам, наилуч­ший порядок — вещь труднодостижимая. Но это в сторону.

Эффективность метода alpha-beta научно доказана, когда программа пере­бирает до самого конца. Мы должны создавать иллюзию счета до конца.. Цель игры — поставить мат королю, а прежде, чем объявляется мат, нужно сделать шах. Шахи должны просматриваться максимально глубоко. Для дос­тижения этой цели после основного поиска вызывают упрошенный, кото­рый рассматривает только взятия, а в хорошей программе должен рассмат­ривать и шахи, и ответы на них. Это целое искусство — просмотреть шахи достаточно глубоко с минимальными накладными расходами, чтобы не за­медлять основной перебор. Например, программа Genius Ричарда Лэнга, выигравшая у Каспарова блиц из двух партий, просматривала тактические выстрелы из шахов на десятки полуходов. Существует подход, при котором, если в строке игры встретился шах, глубина перебора не сокращается. Но если тактическая строка начинается на большой глубине, то программа ни­чего не увидит. Дело в данном случае не в конкретной реализации. Ника­кими позиционными коэффициентами не объяснишь программе, что такое безопасность короля, если она дальше носа ничего не видит. Шахи и взятия являются самыми сильными перемещениями. Можно привести еще ряд пе­ремещений, которые следует просматривать более глубоко. Это, в первую очередь, атаки. Подмечено, что в некоторых позициях количество легаль­ных перемещений минимально. Такие позиции нужно просматривать глуб­же, т. к. это прямая тактика.

Литература:

Корнилов Е. Н.  Программирование шахмат и других логических игр. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 272 е.: ил.

По теме:

  • Комментарии