Главная » Bascom-8051, Basic, Железо » Системные соглашения Bascom-8051

0

Элементы

Назначение и применение элементов языка Bascom

Символы

0…9, @, #, $, %, !, &, (, ), {, }, _, A…Z (строчные a…z равноценны прописным)

Знаки

*

+

,

-

.

/

:

«

;

< 

=

> 

\

Пробел (blank or space)

Апростроф (Single quotation mark или apostrophe)

Звездочка или знак умножения (asterisks) Плюс или знак сложения (plus sign) Запятая – разделитель операндов (comma)

Тире или минус или знак вычитания (minus sign)

Точка разделитель или десятичная точка (period or decimal point) Дробная черта или знак деления (slash or division symbol) Двоеточие – разделитель операций, определяет метки (colon)

Двойные кавычки – определитель текстовых констант (double quotation mark)

Точка с запятой (semicolon) – разделитель данных, знак комментариев в ассемблере Знак отношения значений – меньше чем (less than)

Знак равенства и присвоения значения (equal sign)

Знак отношения значений – больше чем (greater than)

Обратная дробь (backslash) – знак деления целых чисел

Переменные

Bit

Byte Word Integer

Long String Single

Array

Один двоичный разряд, расположенный в битовой области процессора  (все  биты от 0 до 255). Принимают значения 0 или 1.В некоторых  случаях  доступны, как биты, отдельные разряды 8-, 16- и 32-битных  переменных. Однако, биты регистров, находящихся вне зона битовой  адресации, не могут быть именованы, как полноценные битовые  переменные (их адрес не может быть определен как число).

8 битное число – диапазон значений от 0 до 255 (00 – FFh)

16 битное число – диапазон значений от 0 до 65535 (0000 – FFFFh)

16 битное число (переменная со знаком) – диапазон значений от 0 до 32767 (0000 – 7FFFh) и от минус 1 до минус 32768 (FFFFh – 8000h)

32 битное число (переменная со знаком) – диапазон значений от 0 до 2147483647 (00000000 – 7FFFFFFFh) и от минус 1 до минус 2147483648  (FFFFFFFFh – 80000000h)

Текстовая строка с разделителем 00h, удлиняющим ее на единицу. Длина  строки может достигать 254 байт символов. Пустая строка читается как 00h – только разделитель.

Число с плавающей точкой в стандарте IEEE. Порядок   от минус 127 до  +127. Три байта

нормализованной мантиссы длиной в 24 бита. Старший бит мантиссы не записывается, так как предполагается, что он всегда равен 1, т.е. число считается нормализованным.

31 30                23 22                                                            0

знак    порядок                                мантисса.

Массив переменных содержит последовательность элементов одного типа. Каждый элемент массива    имеет,  определяющий  его,  собственный  порядковый  номер  –  индекс  (index). Изменения  (действия)  могут  производиться  с  любым  элементом  массива  независимо  от остальных.  Индекс  может  числовой  константой,  байтом  или  словом  (integer  или  word). Массив может содержать до 65535 элементом. Нумерация элементов массива начинается с первого номера, например, массив Ar из десяти элементов содержит элементы от Ar(1) до Ar(10). Внимание! Не все операторы могут работать с переменными из массива.

Константы

Числовые значения, используемые в программе, могут быть определены с использованием

символьного имени и указанием типа. Задаваемые константы должны иметь все те же типы, что и переменные. При использовании такой константы в дальнейшем используется только имя.  Можно  записывать  числовое   значение  константы  и  непосредственно  в  качестве

операнда, как значение бита, двоичное число, шестнадцатеричное число, десятичное целое

число, число с десятичной точкой. Формат записываемого числа должен  соответствовать типу переменной, с  которой производится операция. Строковые константы записываются в виде текстовой строки в двойных кавычках.

Числа

1, 23, 4567 – десятичные, в естественном виде. Обычно так  записываются  целые числа.

&HA, &HFEE,  &H001023F0 – шестнадцатеричные с префиксом &H. &B0001, &10111101- двоичные с префиксом &B 12.34 – с десятичной точкой. Эти числа преобразуются в формат с плавающей точкой. -123, -10000 – целые отрицательные числа. Эти числа преобразуются в отрицательные  двоичные  целые  числа  и  записываются  в   дополнительном  коде.  Если десятичному числу соответствует переменная типа Single, число преобразуется в формат с

плавающей точкой. Для тех случаев, когда компилятор не может определить тип задаваемой

константы,   например,   при   заполнении   полей   непосредственных   данных   с   помощью оператора Data, следует добавлять к числу суффикс. 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 20, &HFF, &B00101111 - данные,  записанные  без  суффикса,  воспринимаются  как  байтовые  константы.  1000%  , 2000% ,  &hAD1C%.  - двухбайтовые константы (word и integer). 1000& , 20000000& - четырехбайтовые константы (long). 1111! , 10000000! - константы в формате с плавающей точкой (single).

Имена переменных,

констант

и меток

Любые имена, за исключением зарезервированных слов Bascom, длиной  от  одного до 32

символов и начинающиеся с буквы. Можно применять символы только латинского алфавита от  A  до  Z,  цифры  и  символ  _  (подчеркиватель  как  псевдопробел).    Различий  между прописными и строчными  символами  не делается. Общепринятые имена всех внутренних служебных  регистров  (SFR)  также  входят  в  состав  применяемых  переменных,  если  они определены в момент компиляции. SFR определяются содержанием  действующего файла type.dat, в котором  указаны их имена и соответствующие им адреса. Общепринятые имена битов необходимо определять в программе Бейсика как части байтовых регистров.

Знак действия

=

Знак  действия:  присвоения  переменной  цифрового  или  символьного  значения  (загрузка

переменной), выравнивания значений правой и левой части выражений  (арифметические или    логические    действия),    выравнивание    значений    переменных    (перезапись    или преобразование формата данных). Каждый знак « = » должен соответствовать только одному действию! Преобразование форматов – это тоже действие!

Знаки отношения

=

<> 

< 

> 

<=

>=

Соответствуют следующим операциям сравнения (применимы с переменными типа): Равенство (Equality) – X = Y. (Const, Bit, Byte, Word, Integer, Long, String, Single) Неравенство (Inequality) – X <> Y. (Const, Bit, Byte, Word, Integer, Long, String, Single) Меньше чем (Less than) – X < Y. (Const, Byte, Word, Integer, Long, Single)

Больше чем (Greater than) – X > Y. (Const, Byte, Word, Integer, Long, Single)

Меньше или равно (Less than or equal) – X <= Y. (Const, Byte, Word,  Integer,  Long, Single)

Больше или равно (Greater than or equal) – X >= Y. (Const, Byte, Word, Integer, Long, Single)

Знаки логических

операций

NOT

AND OR XOR

Соответствуют следующим логическим операциям (с переменными типа  Сonst, Bit, Byte, Word, Integer, Long):

Инверсия (complement): 0 = NOT 1, 1 = NOT 0

И (Conjunction) : 1 = 1 AND 1, 0 = 1 AND 0 = 0 AND 0

ИЛИ (Disjunction): 1 = 1 OR 1 = 0 OR 0, 0 = 0 OR 0

Исключающее ИЛИ (Exclusive or): 1 = 1 XOR 0, 0 = 0 XOR 0 = 1 XOR 1

Знаки арифметических операций

+

-

*

/ или \

Соответствуют следующим арифметическим операциям (с переменными типа):

Сложение. (Const, Byte, Word, Integer, Long, String*, Single). Вычитание. (Const, Byte, Word, Integer, Long, Single) Умножение. (Const, Byte, Word, Integer, Long, Single) Деление (Const, Byte, Word, Integer, Long, Single)

* – строковые переменные складываются не арифметически.

Источник: М.Л.Кулиш, СПРАВОЧНИК ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ BASCOM-8051, Краснодар 2001

По теме:

  • Комментарии