Главная » Free Pascal » Главное меню интегрированной среды

0

Меню File (рис. 3.2) включает команды, с которых либо начинается, либо за- канчивается сеанс работы с очередной программой. Большинство из этих команд знакомо пользователям по другим системам программирования.

Рис. 3.2. Команды меню File

± Команда New (Новый) подготавливает редактор к набору новой программы — чистит рабочее поле редактора, присваивает первой новой программе имя по умолчанию (noname01.pas) и переводит курсор в первую позицию первой стро- ки. Координаты курсора отслеживаются редактором и отображаются в строке его состояния (левая нижняя часть поля редактора). Если во время сеанса поль- зователь несколько раз набирает новые программы, то им присваиваются по- следовательные имена — noname01.pas, noname02.pas и т. д. Для каждой из них создается новое окно редактора.

± Команда New from template (Новый по шаблону) предлагает использовать шаблон — некоторую заготовку для нового файла. Имеется возможность за- полнить или откорректировать поля шаблона, после чего работа продолжается на поле редактора.

± Команда Open (Открыть) вызывает диалоговое окно для выбора и загрузки в поле редактора существующего файла.

± Команда Reload (Перезагрузить) производит перезагрузку текущего файла (т. е. файла, загруженного последним).

± Команда Print (Печать) выводит на принтер содержимое текущего окна редак- тора.

± Команда Print setup (Установки принтера) вызывает диалоговое окно для уста- новки параметров принтера, формата бумаги и полей документа.

± Команда Save (Сохранить) сохраняет содержимое текущего окна редактора под текущим именем файла. Если файлу в поле редактора еще не присваивалось имя, отличное от системного, то при первом сохранении файлу необходимо присвоить уникальное имя.

± Команда Save as (Сохранить как) открывает диалоговое окно, в котором необ- ходимо ввести имя, под которым будет запоминаться содержимое текущего ок- на редактора. Новое имя не обязательно должно совпадать с именем, под кото- рым файл был открыт. Такая возможность позволяет хранить на диске несколько версий одной программы.

± Команда Save all (Сохранить все) сохраняет содержимое всех открытых окон редактора.

± Команда Change dir (Изменить каталог) открывает диалоговое окно, в котором можно выделить каталог, заменяющий текущий каталог, с текстом исходной программы.

± По команде Command shell (Командный процессор) происходит переход в ре- жим командного процессора. После этого можно выполнить одну или несколь- ко команд операционной системы. Выход из командного процессора по коман- де Exit возвращает управление FP IDE.

± Команда Exit (Выход) обеспечивает выход из IDE. Если в окнах редактора на- ходятся несохраненные файлы, то перед выходом пользователю предлагают их запомнить.

Под командой Exit расположен список файлов, с которыми пользователь рабо- тал в последнее время. Выбор нужного файла из этого списка позволяет осущест- вить быструю загрузку.

Меню Edit (рис. 3.3) обеспечивает доступ к командам редактирования, большин- ство из которых знакомо всем пользователям. Однако реализации некоторых из них присущи особенности, редко встречающиеся в других программных продуктах.

В первую очередь это касается операций вырезания (команда Cut) и копирова- ния (команда Copy) выделенного фрагмента текста. Соответствующий фрагмент текста из поля редактирования помещается в локальный буфер обмена, не имею- щий ничего общего с глобальным буфером clipboard, который обслуживается опе- рационной системой. Естественно, что команда вставки (Paste) выбирает фрагмент, расположенный в локальном буфере обмена. Содержимое последнего отображает- ся по команде Show clipboard (Показать содержимое буфера обмена).

Рис. 3.3. Меню Edit

± Для обмена между полем редактора и системным буфером Windows в меню Edit предусмотрены две специальные команды — Copy to Windows (Копиро- вать в Windows) и Paste from Windows (Вставить из Windows).

± Следующая новинка, которая носит, скорее, косметический характер, связана с командой отмены действия последней операции по редактированию Undo (От- кат). Последовательность команд редактирования запоминается в специальном буфере, что позволяет осуществить возврат на один или более шагов. Особенность, на которую мы обращаем ваше внимание, заключается в том, что в строке меню с командой Undo фиксируется характер отменяемого действия. На рис. 3.3 в этой строке содержится слово Move (Переместить), символизирующее, что последним действием на поле редактирования было перемещение вы- деленного фрагмента.

± Команда Redo (Отказ от отката) повторяет последнее действие по редактирова- нию, которое было отменено командой Undo. Таким образом, возможен отказ от нескольких последних отмененных операций.

± Команда Cut (Вырезать) удаляет выделенный текст в поле редактора и копиру- ет его в локальный буфер обмена. При этом прежнее содержимое буфера обме- на пропадает. Вновь занесенная в буфер порция на следующем шаге редакти- рования еще может быть восстановлена. Локальный буфер обмена является собственностью FP, и для других приложений он не доступен.

± Команда Copy (Копировать) копирует выделенный фрагмент текста в локаль- ный буфер обмена. Прежнее содержимое буфера при этом пропадает.

± Команда Paste (Вставка) вставляет содержимое локального буфера обмена в текущее окно редактора, начиная с текущей позиции курсора. Содержимое бу- фера обмена при этом сохраняется.

± Команда Clear (Удалить) удаляет выделенный фрагмент.

± Команда Select All (Выделить все) выделяет весь текст в текущем окне редак- тора. Выделенный текст может быть скопирован в локальный буфер обмена или удален.

± Команда Unselect (Отменить выделение) отменяет выделение.

Меню Search (Поиск) (рис. 3.4) обеспечивает доступ к диалоговым окнам по- иска и замены, а также включает команды перехода к различным объектам про- граммы и просмотра соответствующей информации.

Рис. 3.4. Команды меню Search

± Команда  Find  (Найти)  открывает  стандартное  диалоговое  окно  поиска (рис. 3.5). Искомый текст набирается в поле с пометкой Text to find. В полях, расположенных ниже, можно задать режим поиска:

¨ поиск с игнорированием разницы между прописными и строчными буквами (Case sensitive);

¨ поиск полного слова (Whole words only);

¨ направление поиска — вниз (Forward) или вверх (Backward) от текущей позиции курсора;

¨ во всем тексте на поле редактора (Global) или только в выделенном фраг- менте (Selected text);

¨ начиная с позиции курсора (From cursor) или с начала области видимости (Entire scope)

После нажатия кнопки OK начинается поиск в активном окне IDE. Если текст найден, то он подсвечивается.

Рис. 3.5. Диалоговое окно поиска

± Команда Replace (Заменить) открывает стандартное диалоговое окно замены (рис. 3.6), в котором следует набрать заменяемый (Text to find) и замещающий (New text) тексты.

В дополнение к описанным ранее режимам поиска здесь добавляется возмож- ность запроса подтверждения на очередную замену (Prompt on replace). Заме- на происходит в активном окне.

Рис. 3.6. Диалоговое окно замены

± Команда Search again (Найти еще раз) повторяет последний поиск или замену с прежними параметрами.

± Команда Go to line number (Перейти к строке номер) открывает диалоговое окно (рис. 3.7), в котором набирается номер нужной строки программы.

После нажатия кнопки OK курсор в окне редактора переводится в начало ука- занной строки.

Рис. 3.7. Окно перехода на заданную строку

Если программа или модуль откомпилированы с информацией для просмотра, то в меню Search становятся доступными следующие команды:

± команда Find procedure (Найти процедуру) используется для перехода на на- чало текста процедуры или функции с указанным именем. В текущей версии IDE эта операция пока не реализована;

± команда Objects (Объекты) обеспечивает просмотр информации об указанном объекте;

± команда Modules (Модули) предназначена для просмотра информации об ука- занном модуле;

± команда Globals (Глобальные) позволяет просмотреть информацию о глобаль- ной переменной с указанным именем;

± команда Symbol (Имя) предназначена для просмотра информации обо  всех идентификаторах программы с выделением и отображением сведений о тре- буемом объекте.

В меню Run (Пуск) включены команды, необходимые для исполнения созда- ваемой программы (рис. 3.8).

Рис. 3.8. Команды меню Run

Большинство команд являются традиционными для многих систем программи- рования. Среди них:

± команда Run (Пуск) реализует выполнение исходной программы, начиная с головного файла. Если текст в поле редактора был модифицирован, то его предварительно откомпилируют;

± команда Step over (Шаг без захода) выполняет код, соответствующий очередной строке исходной программы. Если текущей строкой является вызов процедуры, то процедура выполняется в автоматическом режиме, после чего восстанавли- вается пошаговый режим;

± команда Trace into (Шаг с заходом) выполняет код текущей строки. Если в нем находится вызов процедуры или обращение к функции, то выполнение строк вызванной подпрограммы осуществляется в пошаговом режиме;

± команда Goto Cursor (Пуск до курсора) осуществляет автоматическое выпол- нение программы до строки исходного текста, в которой находится курсор;

± команда Until return (До возврата) используется во время исполнения функции или подпрограммы в пошаговом режиме. Она позволяет выполнить текущую подпрограмму автоматически до момента выхода на вызывающую программу;

± команда Run Directory (Установка текущего каталога) позволяет на время вы- полнения программы установить нужный текущий каталог;

± команда Parameters (Параметры) вызывает диалоговое окно (рис. 3.9), в кото- ром набираются параметры командной строки, используемые при запуске про- граммы;

Рис. 3.9. Окно для набора параметров командной строки

± команда Program reset (Сброс программы) восстанавливает состояние про- граммы, предшествовавшее ее запуску. Этой командой приходится пользовать- ся довольно часто в процессе отладки программы (выход из зависаний, сброс отладочного режима и т. п.).

Меню  Compile  (Компилировать)  включает  все  команды,  необходимые  для компиляции программ и модулей (рис. 3.10).

Рис. 3.10. Команды меню Compile

± Команда Compile (Компилировать) компилирует содержимое активного окна редактора независимо от того, является ли оно головной программой или нет.

± Команда Make (Собрать) компилирует содержимое активного окна, а также любые файлы и модули, состояние которых могло измениться с момента по- следней компиляции. Если головной файл был задан, то и он перекомпилирует- ся заново.

± Команда Build (Пересобрать) компилирует содержимое активного окна и всех связанных с ним файлов и модулей независимо от того, изменялись они или нет

с момента последней компиляции. Если головной файл был задан, то и он пе- рекомпилируется заново.

± Команда Target (Исполнитель) используется для назначения операционной сис- темы, под управлением которой должна работать компилируемая программа.

± Команда Primary file (Головной файл) используется для назначения головного файла. Если он задан, то команды компиляции или запуска работают с ним, а не с содержимым активного окна редактора. Головной файл может оказаться и незагруженным в среду IDE.

± Команда Clear primary file (Отменить головной файл) отменяет ранее назна- ченный головной файл. После этой команды головным считается файл, распо- ложенный в активном окне редактора.

± Команда Compiler messages (Сообщения компилятора) отображает окно с со- общениями компилятора. В этом окне находятся сообщения, связанные с про- цессом компиляции самой последней программы.

Меню Debug (Отладка) (рис. 3.11) содержит команды, необходимые для отлад- ки программы, такие как фиксация точек останова и задание контролируемых вы- ражений.

Рис. 3.11. Команды меню Debug

± По команде Output (Вывод) отображается окно, в котором представлены ре- зультаты, выводимые программой пользователя.

± По команде User screen (Экран пользователя) дисплей переключается на экран вывода работающей программы.

± По команде Add Watch (Добавить контролируемое выражение) в список кон- тролируемых выражений можно добавить новое выражение, которое должно быть вычислено в IDE и отображено в специальном окне. Обычно в список контролируемых выражений включают имена переменных.

± По команде Watches (Контролируемые выражения) в отдельном окне отобра- жается список всех контролируемых выражений, заданных пользователем.

± По команде Breakpoint (Точка останова) можно установить точку останова в текущей строке исходной программы и задать дополнительные условия, при соблюдении которых останов действительно произойдет.

± Команда Breakpoint List (Список точек останова) отображает в отдельном ок- не список назначенных точек останова и дополнительных условий, связанных с каждой из этих точек.

± По команде Evaluate (Вычислить) в специальном окне можно набрать выраже- ние, которое будет вычислено в точке останова. Все операнды выражения в этой точке должны быть доступны.

± Команда Call stack (Стек вызовов) отображает список адресов незавершенных в текущей точке останова обращений к процедурам. При включении в компи- лируемую программу дополнительной информации показываются имена фай- лов и номера соответствующих строк.

± Команда Disassemble (Дизассемблирование) осуществляет переход в програм- му на языке ассемблера, которая создается в процессе компиляции исходной программы. Пошаговое выполнение этой программы с одновременной возмож- ностью просмотра содержимого машинных регистров доступно программи- стам, владеющим языком ассемблера.

± Команда Registers (Регистры) отображает текущее содержимое регистров про- цессора (CPU).

± Команда Floating Point Unit (Сопроцессор) отображает текущее содержимое регистров сопроцессора (FPU).

± Команда Vector Unit (Векторный модуль) показывает текущее содержимое ре- гистров MMX (или их эквивалента, если команды MMX эмулируются).

± По команде GDB window (Окно GDB) на экране появляется консоль отладчика GDB. Она может быть использована для интерактивной отладки. В этом режи- ме на отладочной консоли можно набирать команды GDB и видеть результаты их исполнения.

Более подробно средства отладки анализируются в разд. 3.4.

Меню Tools (Инструменты) (рис. 3.12) включает команды управления некото- рыми утилитами. Пользователь имеет возможность заменить любую из этих утилит или добавить новую.

Первая треть меню Tools управляет окном, в которое утилиты выводят свои со- общения. По команде Messages (Сообщения) это окно активизируется. С помощью команд Goto next (Перейти к следующему) и Goto previous (Перейти к предыду- щему) можно перемещаться по сообщениям утилит.

Рис. 3.12. Команды меню Tools

По команде Grep (Быстрый просмотр) выводится справка по регулярным вы- ражениям — универсальному языку поиска информации в текстовых файлах. Из этого же окна может быть запущена программа расширенного поиска grep.exe, ко- торую фирма Borland всегда включала в комплект своих систем программирова- ния. С некоторыми элементами языка регулярных выражений многие пользователи встречались. Это специальные символы типа *.pas или ab?.cpp, используемые при поиске файлов (символ * представляет комбинацию отображаемых символов лю- бой длины, в том числе и пустую строку, а символ ? соответствует любому ото- бражаемому символу). Регулярные выражения позволяют задать и более общие условия поиска, например, конструкция [A-Z][0-9] описывает все строки, содер- жащие прописные (заглавные) буквы и цифры, перемежающиеся в любом порядке. Сама программа grep.exe в поставку системы Free Pascal не входит, ее нужно найти и записать в один из каталогов, доступных в IDE.

Утилита Calculator (Калькулятор) запускает калькулятор (рис. 3.13), обладаю- щий гораздо меньшими возможностями по сравнению с калькулятором Windows. Калькулятор выполняет действия над двумя операндами: содержимым окна ло- кального дисплея и регистром, расположенным в памяти калькулятора. Список вы- полняемых операций приведен в табл. 3.1.

Рис. 3.13. Калькулятор системы FP

Таблица 3.1

Операция

Кнопка

Добавить отображенное число к регистру в памяти

M+

Вычесть отображенное число из регистра в памяти

M-

Переместить содержимое регистра памяти на дисплей

M®

Записать содержимое дисплея в регистр памяти

M¬

Поменять местами содержимое регистра и дисплея

M«

По команде Ascii table (Таблица ASCII) на экран выводится таблица всех сим- волов и их ASCII-кодов (рис. 3.14).

Рис. 3.14. Таблица ASCII

Выделив в этом окне интересующий нас символ, мы получим в нижней части ок- на его десятичный и шестнадцатеричный коды. Любой символ из этого окна можно перенести в текущую позицию поля редактора одним из следующих способов:

± дважды щелкнув мышью по символу;

± нажав клавишу <Enter>, когда курсор мыши находится на нужном символе.

Это полезно в тех случаях, когда в состав текстовой константы нужно вклю- чить символы псевдографики. Окно с таблицей ASCII продолжает оставаться ви- димым до тех пор, пока не будет открыто новое служебное окно.

Раздел команд svn связан с использованием системы управления версиями (subversion), ориентированной на разработчиков больших программных комплек- сов. При этом неизбежно возникает большое количество версий различных файлов, каталогов, наборов данных. Для наведения порядка, связанного с хранением такого хозяйства, историей его создания, определением различий между версиями, воз- можностью отката на одну из точек разработки большого проекта, были приняты некоторые стандартные требования на идентификацию имен и версий файлов, а также на операции по регистрации всех наборов данных и программ в специальном хранилище — репозитарии. Одна из программ (TortoiseSVN), поддерживающих указанные наборы данных и операции по обмену с репозитарием, была использо-

вана авторами системы FP. Следы этой деятельности остались в главном меню, но на рядовых пользователей эти операции не распространяются. Тем более что про- грамма управления версиями в стандартную поставку FP не входит.

Меню Options (Параметры) (рис. 3.15) предоставляет коллекцию диалоговых окон для настройки параметров всех компонентов системы Free Pascal и среды IDE. Параметров этих довольно много, и выбор тех или иных значений требует основа- тельных знаний о влиянии каждой характеристики на изменение режима работы

системы в целом.

Достаточно подробные сведения по настройке параметров компилятора и ин- тегрированной среды приведены в приложении 2.

Рис. 3.15. Команды меню Options                      Рис. 3.16. Команды меню Window

Меню Window (Окно) (рис. 3.16) включает команды по управлению окнами интегрированной среды.

± Две первые команды — Tile (Плитка) и Cascade (Каскад) — устанавливают один из вариантов отображения открытых окон. В первом случае площадь эк- рана делится на несколько равных частей, в каждой из которых отображается по одному окну (в некоторых программных системах такое расположение опи- сывают термином "черепица"). Во втором случае окна выстраиваются друг за другом подобно колоде карт, выставляя напоказ только свои заголовки.

± По команде Close all (Закрыть все) закрываются все открытые окна.

± Команда Size/Move (Размер/Перемещение) включает режим, при котором мож- но изменить размеры активного окна или переместить его, используя клавиши- стрелки управления курсором.

± Команда Zoom (Масштаб) включает режим, при котором последовательные нажатия клавиши <F5> то увеличивают размеры окна до максимально возмож- ного, то возвращают его в обычное состояние.

± Команды Next (Следующее) и Previous (Предыдущее) обеспечивают переход по очереди открытых окон в прямом или обратном направлениях.

± Команда Hide (Скрыть) скрывает активное окно.

± По команде Close (Закрыть) активное окно закрывается.

± Команда List (Список) отображает перечень открытых окон.

± По команде Refresh display (Освежить дисплей) осуществляется перерисовка экрана.

Меню Help (Помощь) включает команды входа в оглавления файла помощи и перемещения по кадрам его разделов (рис. 3.17).

Рис. 3.17. Команды меню Help

Следует отметить, что файл помощи в составе систем FP и IDE не поставляется. Он состоит из огромного количества файлов, преимущественно в формате HTML, поставляемых автономно в виде zip-архива. После его распаковки создается ката- лог, содержащий более 10 000 файлов общим объемом порядка 49 Мбайт. В таком виде его еще нельзя использовать. Необходимо выполнить команду Help ® Files и указать в открывшемся окне путь к каталогу HTML. Затем надо создать оглавление архива — файл с именем fpctoc.htx — и подключить его к среде IDE. Время вы- полнения этой процедуры — порядка 10 минут. Только после этого содержание файла помощи (Contents) и указатель терминов (Index) у вас будут не пусты. Кро- ме обычных кадров помощи небольшого размера, посвященных тому или иному термину, в вашем распоряжении окажутся несколько руководств:

± руководство пользователя (User’s guide);

± руководство программиста (Programmer’s guide);

± справочник по языку Паскаль (Pascal Language Reference guide);

± справочник по параметрам командной строки и ключам компилятора (Com- mand-line options and switches Reference chart);

± справочник по программам и данным библиотеки периода выполнения (Run- Time Library reference manual).

Источник: Кетков, Ю. Л., Свободное программное обеспечение. FREE PASCAL для студентов и школьников, Ю. Л. Кетков, А. Ю. Кетков. — СПб.: БХВ-Петербург, 2011. — 384 с.: ил. + CD-ROM — (ИиИКТ)

По теме:

  • Комментарии