Главная » Программирование звука » Формат MOD: обзор

0

Файловый   формат   MOD   можно   рассматривать   как   компрессирующий.   При его  использовании  производится  попытка  выявить  в  записи  множества  повторяющихся  последовательностей  и  сделать  хранение  более  компактным.  Например, для  каждого  инструмента  хранится  запись  одной  ноты,  которая  во  время  воспроизведения  преобразуется  в  другие  ноты.  Также  имеются  трафареты  (patterns)  короткие   фрагменты   музыкального   произведения,   которые   можно   проигрывать повторно  или  в  произвольном  порядке,  что  позволяет  в  полной  мере  воспользоваться наличием повторяющихся последовательностей нот.

Инструменты

Самый   распространенный   файловый   формат   MOD   предусматривает   до   31 различного  звучания  инструментов.  Каждое  звучание  задается  семплом  с  необязательной  областью  повторения,  а  также  устанавливаемой  по  умолчанию  громкостью и параметром точной настройки.

Параметр   точной   настройки   позволяет   корректировать   значение   скорости воспроизведения (а следовательно, высоты) для каждого инструмента.

Синхронизация

Перед тем как начать объяснять работу с нотами, я расскажу о модели синхро-

низации, используемой файлами MOD.

Основной   единицей   синхронизации   в   файле   MOD   является   тик   (tick)   обычно  это 1/50 доля секунды. Данное значение соответствует частоте вертикальной  развертки  European/PAL  версии  системы  Amiga.  B  некоторых  нестандартных файлах  MOD  тик  устанавливается  равным  1/60  доле  секунды,  что  соответствует версии  US/NTSC  системы  Amiga.  Многие  проигрыватели  MOD  позволяют  регулировать  частоту  следования  тиков.  Файл  MOD  дает  возможность  производить множество  изменений  параметров  звука  на  каждом  тике.  Например,  при  проигрывании ноты с эффектом  тремоло на каждом  тике будет происходить корректировка громкости.

Тем не менее смена нот возможна только в начале нового такта. Обычно такт равен  шести  тикам,  однако  это  значение  динамически  регулируемое.  Такты  иногда  называют  строками,  поскольку  многие  редакторы  файлов  MOD  отображают каждый такт на отдельной строке текстового экрана.

Ноты

Для  каждого  такта  задается  полный  набор  нот,  каждая  из  которых  характеризуется  номером  инструмента,  периодом  (значением  делителя)  и  кодом  эффекта. Определенные  варианты  формата  также  хранят  громкость  каждой  ноты.  Номер инструмента  и  период  непосредственно  связаны  с  особенностями  звуковой  подсистемы  Amiga.  Если  номер  инструмента  и  период  равны  нулю,  то  следует  продолжить  воспроизведение  предыдущей  ноты.  Если  только  один  из  этих  параметров равен нулю, будет начата новая нота, а нулевое значение параметра заменится на соответствующее предыдущее.

Таблица 23.1. Эффекты

Название                 Описание

Арпеджио                      Период изменяется на каждом тике,

чтобы сымитировать быстрое циклическое повторение трех нот

Портаменто                  Период изменяется на каждом тике для создания эффекта постепенно увеличивающейся или уменьшающейся высоты

Вибрато                         Период изменяется на каждом тике в соответствии с синусоидальной,

прямоугольной или пилообразной волновой формой

Установка громкости   Устанавливается заданное значение громкости

Скользящее изменение громкости

Громкость увеличивается или уменьшается на каждом тике

Тремоло                        Громкость изменяется на каждом тике в соответствии с синусоидальной,

прямоугольной или пилообразной волновой формой

Дальний переход         После проигрывания текущего такта воспроизведение продолжается с первого такта заданного трафарета

Ближний переход         После проигрывания текущего такта воспроизведение текущего трафарета заканчивается и начинается воспроизведение следующего трафарета с заданного такта

Установка темпа          Задает количество тиков на такт или длину тика

Зацикливание трафарета

Заставляет повторить область трафарета

Повторный запуск        Несколько раз в течение такта начинает повторное воспроизведение ноты

Код  эффекта   это  12-битное  число,  определяющее  ряд  возможных  воздействий  на  ноту.  B  табл.  23.1  приводится  общая  информация  по  некоторым  эффектам.  Большинство  из  них  может  быть  применено  только  к  одному  каналу.  Изменения  периода  или  громкости  остаются  в  силе  до  следующей  смены  ноты.  Для эффектов  реального  времени,  таких  как арпеджио  или  вибрато,  должна  быть  явно задана длительность применения.

Эффекты, перечисленные в табл. 23.1, обычно делятся на четыре категории:

?  эффекты, влияющие на порядок воспроизведения (зацикливание трафаре-

та, ближний переход);

?  эффекты, влияющие на звучание ноты только в начале такта (установка

громкости);

?  эффекты, влияющие на звучание ноты на каждом тике (вибрато, скользя-

щее изменение громкости);

?  эффекты, влияющие на глобальные параметры (задание темпа, задание

фильтра).

Такты

Такт  содержит  определение  одной  ноты  для  каждого  канала.  Обычно  имеются  четыре  канала,  но  в  модифицированных  форматах  бывает  шесть  или  восемь. Как  упоминалось  выше,  у  такта  есть  определенная  длительность,  обычно  шесть тиков, хотя это значение может динамически изменяться.

Трафареты

Файлы MOD были разработаны для хранения музыки, в которой есть повторы. Трафарет  вмещает  вплоть  до  64  тактов.  При  нормальной  скорости  воспроизведения это около семи секунд музыки. Файл MOD может содержать до 64 трафаретов. B некоторых вариантах MOD трафареты не используются: в них хранится последовательный список тактов.

Плей-лист

Плей-лист  (playlist,  лист  воспроизведения)   это  список  номеров  трафаретов

(максимум 128).

Источник: Кинтцель Т.  Руководство программиста по работе со звуком = A Programmer’s Guide to Sound: Пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2000. 432 с, ил. (Серия «Для программистов»).

По теме:

  • Комментарии