Главная » Basic » ЭВМ

0

Язык программирования Бейсик рассчитан на работу с в режиме диалога. На рис. 1.2 изображен обычный набор компонентов, составляющих основу системы с Бейсиком.

Устройством ввода обычно служит клавиатура. С ее помощью машине передаются инструкции, команды и информация. Устройством вывода обычно является экран видеомонитора, на котором изображается текстовая и графическая информация. Наряду с результатами вычислений на экране видеомонитора изображаются символы, набираемые на клавиатуре. Вместе два этих прибора образуют видеотерминальное устройство (ВТУ) .

К большой вычислительной системе может быть подключено много ВТУ и других устройств ввода и вывода, которые могут работать одновременно. Когда сразу много пользователей обращается с помощью ВТУ к системе с языком Бейсик, (а точнее, находящаяся в ней специализированная программа, называемая операционной системой) хранит плоды труда каждого пользователя отдельно и таким образом, что каждому из них кажется, будто он работает на машине один.

Микро очень похожа на ВТУ, поскольку ее активные логические эле9

Рис. 1.2. Основные компоненты и общая схема потоков данных

менты настолько малы, что без труда могут поместиться внутри клавиатуры или кожуха экрана. Активные логические элементы образуют наиболее интересную часть ; в больших машинах она называется центральным процессором и выглядит как отдельный ящик. Однако в  микро  она вместе с некоторыми другими элементами может оказаться одной микросхемой.  Наиболее важной частью  центрального  процессора  является  арифметико-логическое   устройство  (АЛУ),  работа которого напоминает работу карманного калькулятора тем, что  производит сложения, вычитания, умножения и логические операции над любыми данными, которые могут быть предоставлены. Данные, предоставляемые АЛУ, и команды, указывающие, как эти данные должны быть обработаны, хранятся в памяти . Память представляет собой  область, сохраняющую команды и данные, попадающие в нее с клавиатуры ВТУ или другого устройства ввода. Центральный процессор читает данные из памяти и записывает данные в  память. Результаты любых вычислений копируются из памяти на устройство вывода, например на принтер или экран ВТУ. Память используется только как рабочая область; она не рассчитана на долговременное хранение команд и данных.

Программой  называют  набор  команд,  манипулирующих  данными.  Ограничившись  помещением программы в память и включением АЛУ, многого не добьетесь. Требуется что-то такое, что могло бы подавать данные в АЛУ в соответствии с командой программы. Для этого используется управляющее устройство. Оно интерпретирует в единицу времени по одной  команде, сообщает АЛУ, что надо делать, и поставляет АЛУ необходимые для каждой ко-

манды данные. Действия управляющего устройства определяются своеобразным  "сердцебиением" ,  порождаемым  тактовым  генератором.  Каждый  тактовый  импульс  генератора  вызывает элементарное действие управляющего устройства, и  быстродействие всей  системы определяется частотой тактов. Для микро типичное значение тактовой частоты  равно 4 000 000 тактов в секунду. В результате этого , снабженная программами,  работающими всего лишь несколько секунд, может показаться нам весьма сложной и даже "умной". На самом деле ее работа состоит из выполнения достаточно простых операций с  очень  большой скоростью, значение которой было указано выше.

Память не сохраняет команды и данные надолго. В действительности содержимое  памяти большинства теряется после выключения питания. В памяти хранится текущая  программа, которая исполняется или готовится к исполнению. После завершения работы она  уничтожается, и вместо нее  можно ввести новую  программу. Надолго программы и  данные  можно сохранить в архивной памяти, из которой они могут быть скопированы в память и  в которую они могут быть скопированы из памяти . Архивная память обычно представляет собой кассету или бобину с магнитной лентой или магнитные диски. Диски бывают разные: очень дорогие жесткие с большой емкостью, обычно способные хранить десятки миллионов символов, и дешевые гибкие, способные хранить сотни тысяч символов.

Источник: Уолш Б.    Программирование на Бейсике: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1988. 336 с: ил.

По теме:

  • Комментарии