Главная » UML » Артефакты

0

Виды деятельности имеют исходные и результирующие артефакты. Артефакт— это "порция" информации, порождаемая, модифицируемая или используемая процессом. — это вещественные продукты проекта: объекты, порождаемые или используемые проектом при работе над окончательным продуктом. Исполнителями видов деятельности артефакты используются как исходная информация и являются результатом или выходом этих видов деятельности. Согласно объектно-ориентированной проектной терминологии, где виды деятельности — это операции над активным объектом (исполнителем), артефакты — это параметры данных действий. Артефактами могут быть:

•       модель, такая как модель прецедентов или модель проектирования;

•       элемент модели (элемент в рамках модели), такой как класс, прецедент или
подсистема;

•       документ,  такой  как бизнес-план  или документ архитектуры  программного
обеспечения;

•       исходный код;

•       исполняемые программы.

Отметим, что артефакт— это термин, используемый в Rational Unified Process (примеры нескольких основных артефактов Rational Unified Process приведены на рис. 3.3). Другие процессы для обозначения того же понятия используют термины результат работы, рабочий блок и т.п. Отметим также, что комплектующие узлы, поступающие в руки заказчиков и конечных пользователей, — это только подклассы всех артефактов.

Глава 3. Статическая структура: описание процесса            49

могут быть составляющими других артефактов. Например, модель проектирования содержит множественные классы; план разработки программного обеспечения включает несколько других планов: план кадрового обеспечения, план фаз, план метрик, планы итераций и т.д.

довольно часто требуют управления их версиями и конфигурацией. Элементарные артефакты иногда бывает невозможно подчинить этой процедуре, поэтому приходится управлять версиями составного артефакта. Например, можно управлять версиями всей модели проектирования или пакетом проектирования (но не отдельными классами и их составляющими).

Как правило, артефакты— это не документы. Многие процессы акцентируют внимание на документах, в частности печатных документах. Rational Unified Process не одобряет планомерное создание печатных документов. Самым эффективным и практичным подходом к управлению артефактами проекта является поддержка артефактов в пределах соответствующих инструментальных средств, используемых для создания артефактов и управления ими. При необходимости эти средства позволяют мгновенно создавать нужные документы (снимки процесса).

, поставляемые заинтересованным сторонам, также нужно рассматривать не на бумаге, а неразрывно с инструментальными средствами. Такой подход гарантирует "свежую" информацию и то, что она будет основываться на действительной проектной работе и ее получение не будет требовать дополнительной работы.

Приведем примеры артефактов.

•   Проектная модель, сохраненная в Rational Rose
в   План проекта, сохраненный в Microsoft Project

•       Дефект, сохраненный в ClearQuest

•       База данных требований проекта в Requisite Pro

В то же время определенные артефакты должны быть простыми текстовыми документами, как, например, в случае поставки информации извне проекта. Кроме того, обычный текст — это иногда лучшее средство представления описательной информации.

За артефакты отвечает один исполнитель; это является развитием того, что за каждую "порцию" информгщии должно отвечать конкретное лицо. Несмотря на то что "владеть" артефактом может только одно лицо, использовать его могут многие люди, которые, при наличии соответствующего разрешения, могут даже модернизировать этот артефакт.

называются с использованием слова "артефакт", например Артефакт: архив прецедентов.

Отчеты

Модели и элементы моделей могут сопровождаться отчетами. Отчет извлекает информацию о модели и элементах модели из инструментальных средств. Например, отчет предоставляет артефакт или множество артефактов для рецензирования. В отличие от обычных артефактов, отчеты не нуждаются в управлении версиями; их можно воспроизводить в любое время. Для этого нужно всего лишь вернуться к породившим их артефактам.

 

Множества артефактов

Rational Unified Process сгруппированы в пять информационных множеств.

•       Множество управления

•       Множество требований

•       Множество проектирования

•       Множество реализации

•       Множество распространения

Множество управления объединяет артефакты, относящиеся к управлению проектом и сфере программного обеспечения.

•       планирования, такие как план разработки программного обеспече
ния (software development plan — SDP), бизнес-план, действительный экземпляр
процесса, используемый в проекте (план разработки) и т. д.

•       Операционные артефакты,  такие как описание версии,  оценка состояния,
документация по распространению и информация о дефектах

Множество требований включает артефакты, связанные с определением разрабатываемой программной системы.

•       Документ видения

•       Требования в форме запросов заинтересованных сторон, модели прецедентов
и дополнительных спецификаций

•       Модель производства, если она нужна для понимания процессов, поддерживае
мых системой

Множество проектирования содержит описание создаваемой (или созданной) системы в форме:

•       модели проектирования;

•       описания архитектуры;

•       модели тестирования.

Множество реализации включает следующее.

•       Исходный код и исполняемые программы

•       Сопутствующие информационные файлы или файлы,  необходимые для их
получения

Множество распространения содержит всю поставляемую информацию.

•       Материалы по установке

•       Пользовательскую документацию

•       Обучающие материалы

не являются чем-то завершенным или хотя бы зафиксированным в одной фазе итеративного процесса разработки до перехода к следующей фазе. Напротив, за время жизненного цикла разработки пять информационных множеств эволюционируют, они растут, как показано на рис. 3.4. Все артефакты, определенные в Rational Unified Process для всех технологических процессов, перечислены в приложении Б.

По теме:

  • Комментарии